Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины

01 Apr 2020
163
Прослушать

Пришло время рассказать, почему мы ориентируем наш материал по стартапам в сфере цифровой медицины в первую очередь на НЕврачебную аудиторию.

Это связано с тем, что нам часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда основателями стартапов в сфере цифровой медицины являются выходцы из техносектора или из рядов серийных предпринимателей. Врачам в командах предлагается роль приглашенных экспертов. Не исключением становятся стартапы из-за рубежа. В России несколько иная ситуация, но в целом эта тенденция общая и для нашей страны.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему врачи сами не создают инновационные стартапы.

Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины
Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины
Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины
Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины
Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины

Мы видим следующие причины этому:

  1. Длительный период обучения, в течение которого формируется зрелый высококвалифицированный врач. Он состоит из двух больших этапов: а) обучение и б) практика. И чтобы стать зрелым хорошим врачом требуется очень много времени: 6 лет – ВУЗ, 2 года – ординатура, 5-7 лет практики. То есть надо до 15 лет, чтобы стать грамотным и профессиональным врачом. Именно таких (хороших) врачей мы представляем себе во главе инновационных проектов в медицине, а не неудачников, которые бросили медицинский университет или врачебную практику на самом первом этапе, возможно, просто разочаровавшись во врачебной специальности, или не найдя силы нести тяжелую врачебную ношу.
  2. Высокие заработные платы. Коллеги из России, не смейтесь надо мной. Это касается, в первую очередь, врачей из развитых капиталистических стран. Поэтому в самом начале сюжета я сделал акцент на том, что врачи из-за рубежа реже создают стартапы в области цифровой медицины. Хотя и в России в последнее время наметилась тенденция к росту заработной платы в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Зато у российских врачей есть дополнительный стимул оставаться на своем врачебном посту и не уходить из медицины – и это следующая причина, почему врачи сами не создают стартапы. 
  3. Высокая мотивация со стороны «благодарных» пациентов. В России и на постсоветском пространстве – это очень значимый фактор. Не буду на нем останавливаться, тут и так все более-менее понятно.
  4. Кастовость – формирование закрытых групп среди врачей со своим кругом общения, своей понятийной базой и специфическими интересами. Врачи не только дружат и общаются друг с другом, но и чаще, чем другие специалисты создают профессиональные (врачебные) семьи и целые династии. В связи с этим имеется низкая «опыляемость» идеями.
  5. Негласное плохое отношение к врачам, которые не практикуют, не оперируют. Уход в стартап – коллегами порой оценивается как некое предательство своих коллег и даже целой медицины. Что-то вроде бегства с арены в разгар решительного боя.
  6. Предвзятое отношение врачей к бизнесу. Это парадокс. Врачи, получая деньги от «благодарных» пациентов, часто считают, что бизнес в медицине – это неэтично, это плохо.

Научный редактор портала EverCare.ru, к.м.н., врач-уролог – Шадёркин Игорь Аркадьевич