Предрейсовые осмотры с использованием цифровых технологий как способ заботы о здоровье сотрудников. Интервью с А. Николаевым

23 Aug 2023
236

Представляем вашему вниманию интервью с медицинским директором компании «MedPoint24» Артёмом Николаевым.

- Добрый день, Артём! Хотелось бы поговорить с вами о корпоративной медицине и теме предрейсовых осмотров, но не с технологической точки зрения. Как компания и продукт, который вы производите, влияет на жизнь людей, вовлеченных в этот процесс? Как удаётся доносить до них пользу, смыслы и результат в долгосрочной перспективе? Быть может, есть какие-то специальные программы, помогающие взаимодействовать с рабочими коллективами?

- Благодарю за вопрос. В первую очередь, я бы говорил отдельно о двух типах коллективов. Во-первых, тех, кто самолично взаимодействует с нашими программно-аппаратными комплексами – о водителях. Интересный момент заключается в том, что для них наш программно-аппаратный комплекс — в большинстве случаев единственное окно в современный цифровой мир. Перед этим у них, быть может, вообще был только кнопочный телефон, а тут – современный цифровой аппарат. Измеряешь давление, а перед тобой на сенсорном экране появляются какие-то цифры – для них это, действительно, может быть чем-то неожиданным. Соответственно, первое, что мы делаем при взаимодействии с такими коллективами – это стараемся обучить, рассказать, что за этим «цифровым чудом» есть живой медицинский работник. Мы объясняем, что они общаются не с бездушным роботом, а с медиком, причём зачастую со своим же медиком, но через аппарат. Мы обучаем водителей, чтобы они не волновались и спокойно выполняли манипуляции, предусмотренные законом и процессом оказания предрейсового осмотра без ошибок и относительно быстро. Для этого у нас есть огромное количество образовательных курсов – как онлайн, так и в очном формате, когда на точки выпуска приезжают медработник и технический специалист и вживую на своих примерах или на примерах уже работающих водителей показывают, как система функционирует.

Вместе с тем, очень важно подумать и о других коллективах – например, о коллективах медработников. Ранее, до внедрения программно-аппаратного комплекса, медицинской информационной системы и электронного документооборота, медик физически в журнале записывал только что лично произведённые измерения водителей. Для этого нужно было на точку выпуска – например, в автопарке – отправлять около десяти медиков, чтобы они каждого водителя осматривали: измеряли артериальное давление и пульс, смотрели на походку, оценивали иные важные показатели. Конечно, сейчас я имею в виду честные осмотры, т. к. возможны были и другие варианты.

Что происходит сейчас: теперь тот же самый медработник может находиться на той же точке выпуска, но с ним будут уже не десять его коллег, а десять программно-аппаратных комплексов. Он же как оператор следит за процессом, чтобы проходящий осмотр водитель корректно выполнял манипуляции – правильно дунул в трубку, правильно надел манжету тонометра и т. д. Медработнику ничего не нужно записывать – вся информация сразу появляется на компьютере.

- То есть фактически он просто общается с сотрудниками и следит, чтобы они всё делали правильно?

- Совершенно верно. Он контролирует очерёдность, какие-то визуальные аспекты, например, целостность кожных покровов, следит, чтобы осмотр проходил в соответствии с требованиями по закону и, быть может, расширенными требованиями конкретно данного предприятия.

Важный аспект заключается в том, что врач может только контролировать корректно снятые показатели, но у него нет никакой возможности что-то подделать, скорректировать, о чём-то договориться. Не секрет, что, к сожалению, бывают предприятия, где систематически принято «договариваться» и т. д. – здесь такое невозможно.

- Есть тонкий момент, что технологии всё-таки «выдавливают» определённый тип медработником со своих мест – это неплохо и нехорошо.

- Да, это факт. И мы объясняем медработникам, что такова реальность – пришло новое время, что есть новые технологии, и нужно просто этому обучаться и затем успешно использовать в работе. Плюс, надо сказать, что и некоторые категории водителей тоже «выдавливаются» – те, кто не готов следить за своим здоровьем, не готов принимать, например, антигипотензивную терапию, не готов, извините, отказаться, от приема перед работой алкоголя. По нашим оценкам, процент водителей, кто, к сожалению, не могут быть «здоровыми» – менее 10. На предприятиях наших относительно уже зрелых партнёров – процента 2.

- Раз человеческий фактор настолько велик, то, очевидно, что когда вы приходите и приносите новые технологии и меняете сложившиеся процессы, то возникают стрессовые, конфликтные ситуации. Есть ли внутри компании психолог или какой-то человек, задача которого – решать такого рода вопросы? У кого бы это было прямо записано в функционале.

- Отдельно взятого психолога нет, но в целом это не нужно. Где-то опытным путем, а где-то благодаря ранее приобретённой экспертизе мы разработали довольно много лёгких, понятных скриптов, на которых работают наши штатные медработники. Не все, но у нас есть специальная группа медработников, которые достаточно комплаентны и умеют деликатно и понятно, с учётом беспокойств и тревог всех типов клиентов оказывать поддержку, разруливать конфликтные ситуации.

- Если говорить о приверженности людей терапии и специфике среднестатистического россиянина, надо признать, что периодически мы сталкиваемся с неспособностью думать о завтрашнем дне. Какие у вас есть методики вовлечения в заботу о себе и своём здоровье? Имею в виду, не просто административный ресурс – не будешь принимать таблетки и заботиться о себе, значит, будешь уволен – а какие-то более тонкие механизмы?

- Основной эффективный инструмент – это, конечно, «пугалка». Например, мы подсвечиваем конкретному водителю и его работодателю риски развития инсульта и инфаркта. Объясняем, что они сильно выше, чем в средней популяции, и что у человека есть вероятность просто не дожить до преклонного возраста по таким-то причинам. По сути, такие беседы несут просветительский характер и имеют социальную направленность. Это не вопрос денег, а искреннее желание помочь. У нас накапливается много информации о здоровье клиентов, и мы реально можем оценить возможные риски, а потому хотим донести до них эту информацию, чтобы повлиять на них в лучшую сторону.