Самые востребованные новые профессии в здравоохранении в 2040 году

14 Apr 2022
964
Прослушать

Если посмотреть на горизонт здравоохранения, то мы находимся на пороге промышленной революции. И, как и в случае всех предыдущих промышленных революций, значительная часть текущих задач устареет и будет передана искусственному интеллекту (artificial intelligence, AI), роботам, сенсорам или облачным процессам. В то же время появится множество новых рабочих мест. Некоторые из них мы можем предсказать уже сейчас, но, несомненно, есть много таких, о появлении которых через 20 лет мы даже не подозреваем.

Давайте посмотрим на некоторые из рабочих мест в здравоохранении, которые появятся в будущем.

1. Техник по роботам-компаньонам

Поскольку роботы-компаньоны становятся все более популярными, будет расти спрос на профессионалов, способных починить нашего маленького приятеля, когда он вдруг перестанет реагировать.

Уже сейчас на слуху роботизированные устройства, которые могут следить за тем, чтобы пользователь принимал лекарства, вызывать скорую помощь, когда это необходимо, или просто составить ему компанию. Таких роботов их создатели разрабатывали в виде миниатюрных человекоподобных устройств, таких как Grace, игрушечных животных, просто настольных приборов в виде "умной" колонки, подобных Boco Emo, приложений и даже подушки. И как любое электронное или механическое устройство, такой робот-компаньон может сломаться, и кто-то должен будет вернуть его к жизни. Причем быстро и обеспечивая такой сервис круглосуточно.

2. Эксперт по тренировке алгоритмов глубокого обучения

Узкопрофильный AI уже стал реальностью. Компании уже ищут высококвалифицированных специалистов по изучению данных и глубокому обучению во всех областях. Алгоритмы на основе AI будут не только помогать принимать медицинские решения, но и контролировать, как организовано здравоохранение и как определяется медицинское страхование. Отрасли понадобятся эксперты, которые помогут алгоритмам самостоятельно изучать определенную тему, делая их умнее с каждым использованием.

Как это делается? Алгоритмы глубокого обучения - это, по сути, искусственные нейронные сети, созданные на основе человеческого понимания того, как работает наш мозг, с гигантским количеством различных взаимосвязей между нейронами. Но эти искусственные нейронные сети имеют дискретные слои, связи и направления распространения данных. Когда нужно принять решение, например, о том, есть ли на снимке МРТ опухоль, данные проходят через различные нейронные слои.

Прежде чем принять правильное решение, эти искусственные нейронные сети должны пройти много тренировок. Система должна увидеть сотни тысяч, а то и миллионы изображений, чтобы эксперты смогли настроить весовые коэффициенты входов нейронов настолько точно, чтобы практически каждый раз получать правильный ответ. Неважно, идет ли речь о человеческом лице на социальной сети или о злокачественной ткани.

 3. Разработчик AI-чатботов

В ближайшем будущем AI-чатботы будут преобладать во всех областях, соответственно будут востребованы и профессиональные дизайнеры чатботов. Один из первых таких "роботов" - робот-адвокат DoNotPay - постоянно получает положительные оценки с 2016 года, когда 19-летний британский программист запустил бота, который успешно помогал людям обжаловать штраф за парковку. За прошедшие годы этот бот значительно улучшился. У приложения около 150 000 платящих подписчиков в Великобритании и США. Теперь оно помогает пользователям писать письма по целому ряду вопросов: страховые иски, заявления на туристические визы, письма с жалобами в бизнес или местные органы власти, возврат денег за отпуск, на который вы больше не можете поехать, или отмена абонемента в спортзал.

А чатбот Florence, по сути, является "персональной медсестрой" и работает через Messenger, Skype или Kik. "Медсестра" может напоминать пациентам о необходимости принять таблетки, что может оказаться удобной функцией для пожилых пациентов. Вы просто пишете в чате название лекарства, количество раз в день, когда и в какое время вы должны его принять. Затем Florence отправляет вам сообщение в чате каждый раз, когда вы должны принять таблетку.

Кроме того, Florence может отслеживать состояние здоровья пользователя, например вес тела, настроение или месячные, помогая ему достичь своих целей. Чатбот также умеет находить ближайшую аптеку или кабинет врача, если это понадобится пациенту.

4. Разработчик стиля жизни

По данным Deloitte Global, в 2022 году в мире будет продано около 320 млн потребительских носимых устройств для поддержания здоровья и самочувствия, а к 2024 году эта цифра, вероятно, достигнет почти 440 млн единиц, поскольку на рынке появятся новые предложения, и все больше медицинских работников будут готовы к их использованию. И это только одно направление цифровой медицины.

Как же выбрать правильные носимые устройства для изменения образа жизни? И как создать реальную стратегию здорового образа жизни с помощью цифровых технологий?

Скоро появятся стратеги здорового образа жизни, которые будут создавать индивидуальные планы образа жизни для клиентов, консультировать по вопросам медицинского обслуживания и страхования (также связанного с данными о здоровье) или как выбрать лучшие носимые устройства.

5. Дизайнер органов

Компания Organovo объявила об успешной биопечати тканей печени еще в 2014 году. Недавно компания заявила, что начинает работу над созданием тканей печени методом 3D-печати для использования в трансплантации. Американская компания заявила, что такое решение основано на положительных доклинических исследованиях на животных моделях, которые показали приживление, васкуляризацию и устойчивую функциональность ткани печени, созданной с помощью 3D-печати. Эти исследования также показали стабильное обнаружение специфических для печени белков и метаболических ферментов.

В мире так много пациентов, ожидающих пересадки органов, что спрос на биопечатные органы, а значит и на дизайнеров органов, уже стремительно растет. Такой карьерный путь может стать однозначным выбором для людей с образованием в области молекулярной биологии, 3D-печати и медицины.

6. Навигатор по здравоохранению

Не всем людям комфортно постоянно разговаривать с пациентами и находиться в непосредственной близости от людей. В будущем работа, например, специализированного диагноста не будет предполагать непосредственного контакта с пациентами, если он этого не захочет.

Он сможет работать в команде с обычными сиделками, которые смогут обеспечить пациентам должное внимание и заботу, и с алгоритмами искусственного интеллекта, которые в считанные минуты просканируют миллиарды документов, чтобы найти единственное скрытое решение очень редкой медицинской проблемы. Его работа будет заключаться в том, чтобы собрать воедино соответствующую информацию и передать ее опекунам больного с необходимыми терапевтическими рекомендациями.

7. Специалист по лечебной геймификации

Существуют миллионы способов, с помощью которых геймификация может сделать здравоохранение более увлекательным и одновременно помочь людям. Это уже началось. Например, приложение Plant Nanny помогает пользователю пить нужное количество воды в день, позволяя вырастить маленькое растение. Или вспомните все эти фитнес-вызовы. Например, такие, как предлагаемые компанией Fitbit, которые призывают вас оставаться в форме, соревнуясь со своими сверстниками.

Ученые из университета Виктории (Канада) разработали решение Dino Island Intervention Program, которое состоит из пяти серьезных терапевтических видеоигр. Они рассчитаны на детей с нарушениями развития нервной системы, нарушениями развития и когнитивными проблемами (в Канаде таких от 7% до 14 % от общего количества детей). В процессе прохождения видеоигры когнитивные способности игроков развиваются, они становятся более внимательными.

Но в будущем геймификация станет еще более сложной задачей. В сочетании с возможностями виртуальной или дополненной реальности специалисты по геймификации могли бы планировать индивидуальные игры в соответствии с планом лечения.

8. Планировщик операций на основе технологий дополненной/виртуальной реальности для хирургических вмешательств

Перед сложными операциями, такими как имплантация или удаление опухолей, хирургам приходится тщательно готовиться. Напечатанные на 3D-принтере органы или системы на базе виртуальной (virtual reality, VR) и дополненной реальности (augmented reality, AR) окажут огромную помощь в будущем. Недавно на Pub Med было опубликовано исследование о применении VR-прототипа для планирования хирургических операций в двух реальных случаях пациентов с опухолями печени, которые были запланированы на операцию в клинике висцеральной хирургии. Хирурги использовали VR-прототип перед операцией для планирования процедуры в дополнение к обычному процессу планирования.

А британские специалисты объединили усилия для разработки технологии на базе виртуальной реальности, которая позволяет хирургам лучше подготовиться к операциям на сердце. Система объединяет снимки для создания трехмерного цифрового изображения сердца, которое может быть использовано хирургами перед операциями. Это позволяет сократить время операции, уменьшить необходимость в проведении нескольких операций и улучшить результаты и впечатления пациентов.

Через 20-30 лет AR/VR-планировщики операций будут помогать хирургам в подготовке к очень сложным хирургическим вмешательствам. Пока медицинский работник объясняет, какая операция будет проводиться, планировщик визуализирует органы и весь процесс с помощью AR/VR.

9. Психотерапевт для конца жизни

Наше отношение к смерти будет постепенно меняться. Люди в развитых странах будут жить дольше и здоровее. И хотя сейчас это невозможно себе представить, возможно, реальностью станет то, что они смогут сами принимать решение о своей смерти. Поскольку это такое огромное психологическое бремя, которое мы не в состоянии переработать, нам понадобятся специалисты по вопросам смерти. Эти психологи могли бы помочь подготовиться к смерти, помочь тем, кто решает, когда закончить свою жизнь, а также тем, кто решил жить дальше синтетически, например, загрузив свое сознание в компьютер (возможно, такое будет осуществимо!).

По материалам Research Gate, Medical Futurist, Deloitte, Fierce Biotech, BBC.